Под бижутерией понимаются аксессуары, украшения (например, сережки, цепочки, кольца, броши и т.д.), которые изготавливаются без использования драгоценных/полудрагоценных металлов или камней. Материалы для производства таких изделий – пластмасса, металлические сплавы, стекло, керамика и т.д.

Как проверяются украшения

Обязательная оценка нужна только для детской бижутерии, для остальной продукции сертификация не предусмотрена, что подтверждается отказным письмом (сокращенно – ОП).

Отказное письмо на бижутерию для взрослых потребителей оформляется, так как эти товары не попадают под действие техрегламентов Таможенного Союза и национальных стандартов РФ. ОП подтверждает, что проверка безопасности товара перед выпуском в обращение не предписана законом.

ОП является информационным документом, который получают предприниматели по собственной инициативе, чтобы доказать заказчикам, покупателям, контролирующим инстанциям, что на конкретный тип продукции не требуется обязательный сертификат или декларация по техрегламентам ЕАЭС и ПП РФ 982 (с сентября 2022 года по ПП РФ 2425).

Какие сведения включаются в ОП?

Отказное письмо – это аргументированный ответ уполномоченного органа на запрос предпринимателя. Форма документа не утверждена законодательно. Чаще всего он распечатывается на листе А4 формата и заверяется подписью уполномоченного лица. Согласно нормам деловой практики, в письмо включаются следующие сведения:

  • наименование и организационная форма заявителя;
  • адрес его местонахождения, ИНН;
  • название и адрес органа, который выдал ОП;
  • название и код ТН ВЭД товара;
  • ссылки на положения профильных законодательных актов;
  • исходящий номер документа и дата оформления.

В письме может быть перечислено неограниченное количество товарных наименований. При этом держателем документа должно быть одно лицо: компания или ИП.

Как правило, ОП выдается без ограничения срока действия. Документ теряет юридическую силу автоматически, если сертификационные перечни РФ или ЕАЭС расширяются, в них добавляются те товарные наименования, которые перечислены в письме.

Зачем оформляется ОП

Получение документа позволяет держателю:

  • отстоять свою позицию, если контрагенты просят предоставить сертификат/декларацию на бижутерию;
  • без проволочек провести таможенное оформление партии украшений;
  • пройти проверки государственных органов без штрафов.

ОП часто входит в комплект документации, которая предоставляется при заключении контрактов с торговыми сетями и маркетплейсами.

ОП не подтверждает никаких свойств бижутерии. Чтобы повысить востребованность продукции на рынке, получить конкурентные преимущества, предприниматели в добровольном порядке оформляют сертификат качества.

Порядок получения ОП

Как оформить отказное письмо на бижутерию? В целях получения документа предприниматели обращаются в специализированные организации – центры сертификации и предоставляют:

  • заявку;
  • свидетельство о госрегистрации бизнеса;
  • свидетельство ИНН;
  • банковские реквизиты;
  • описание бижутерии (с указанием возрастной категории потребителей, кода ТН ВЭД – если известен);
  • техническую документацию (предоставляется российским изготовителем);
  • импортный контракт (нужен на ввозимые из-за рубежа украшения);
  • иное по запросу.

Эксперты центра анализируют полученные сведения, организуют с заказчиком консультации, заключают договор.

Далее заявление и документации передаются в уполномоченный орган, который обладает полномочиями на проведение оценки соответствия в конкретной сфере. Этот орган анализирует документы заявителя, сопоставляет заявленный товар с нормативной базой. Лабораторные испытания в данном случае не требуются.

ОП предоставляется заявителю на бумажном носителе. Его регистрация в каких-либо реестрах не предусмотрена.

Цена отказного письма на бижутерию зависит от количества товарных наименований в ассортименте заявителя и от тарифной политики уполномоченного органа по сертификации. Процесс оформления документа занимает 1-2 рабочих дня.

Когда проводится сертификация украшений

Аксессуары, которые заявляются производителем/поставщиком как изготовленные специально для детей, попадают под положения технического регламента ТР ТС 007/2011.

Обязательная оценка включает:

  • проверку производственной деятельности предприятия;
  • получение образцов;
  • лабораторные испытания образцов.

В лаборатории проверяются такие свойства изделий, как:

  • санитарная безопасность материала;
  • отсутствие в составе запрещенных веществ (например, свинца, полистирола, фенопластов и т.д.);
  • отсутствие у изделий элементов, о которые ребенок может пораниться;
  • токсичность;
  • устойчивость к влаге и сухому трению;
  • наличие обязательной маркировки (размещается на упаковке или на прикрепляемом ярлыке).

Получить сертификат ТР ТС можно на серийный выпуск товара со сроком действия до 5 лет или на одну поставку (бессрочно).

Остались вопросы? Эксперты центра «БизнесСертификат» проконсультируют относительно порядка оформления ОП и помогут в его получении.