В ближайшее время в России могут пересмотреть госстандарт, определяющий требования к автомобильным алкозамкам. Инициатором изменений выступил научный центр ФГУП НАМИ, предложивший модернизировать оборудование и обеспечить его полноценную интеграцию с госсистемой ЭРА-ГЛОНАСС. Благодаря этому данные о попытках вождения в состоянии опьянения будут автоматически передаваться внешним операторам через защищенную инфраструктуру.

Как уточняют в НАМИ, обновленный ГОСТ, как и версия, действующая с прошлого года, не станет обязательным — универсальной установки алкозамков по-прежнему не требуется. Основными пользователями новых требований станут такси, каршеринги и автопарки коммерческих предприятий. Главным новшеством станет то, что вся телеметрия будет отправляться исключительно через ЭРА-ГЛОНАСС. Ранее допускалась работа через сторонние навигационные платформы, однако от этой возможности решили отказаться ради большей безопасности и защиты данных. Подчеркивается, что использование уже действующей государственной системы избавит от дополнительных затрат на создание параллельных решений.

Также стандарт предусматривает изменения в самой логике работы устройств. Теперь алкозамки будут блокировать не запуск двигателя, а именно начало движения автомобиля. Это позволит водителю, например, прогреть салон зимой, не рискуя попасть под ограничения. Порог допустимого содержания алкоголя настроят на 0,16 мг/л выдыхаемого воздуха — превышение приведет к блокировке движения. Кроме того, перед каждой поездкой система будет подтверждать личность водителя при помощи камеры и фиксировать геолокацию авто, формируя полный набор данных о поездке.

Уже в декабре ожидается утверждение еще двух стандартов, связанных с методиками испытания датчиков этанола и правилами тестирования работоспособности алкозамков. Документы находятся на финальном этапе согласования.

Эксперты по-разному оценивают перспективы новой инициативы. Зампред правления Национального антинаркотического союза Алина Рудакова напомнила о пилотном проекте 2010 года в школьных автобусах, когда устройства давали ложные срабатывания — реагировали на ароматы парфюма, курение или лекарства. Она также отметила, что не все машины допускают установку таких систем, а обслуживание требует затрат и стабильного интернет-соединения. По её мнению, более эффективным было бы инвестировать средства в профилактику алкоголизма.

Президент Национального автосоюза А. Шапарин считает, что массовое внедрение алкозамков потребует масштабной корректировки законодательства. При этом он подтвердил надёжность ЭРА-ГЛОНАСС в части безопасности данных. Однако Шапарин уверен: контроль трезвости водителей — зона ответственности ГИБДД, и не поддерживает обязательное оснащение машин устройствами, требующими регулярной поверки.