Содержание статьи

Для компаний, деятельность которых связана с продуктами питания, обязательным является разработка ХАССП и внедрение принципов системы менеджмент качества и безопасности в процессы производства, хранения, транспортировки товаров пищевого назначения. Это требование применимо к юр.лицам, которые:

  • изготавливают продукты питания;
  • выращивают и перерабатывают с/х продукцию;
  • производят биологически-активные добавки, а также корма для животных;
  • осуществляют деятельность в сфере общественного питания (кафе, рестораны, пиццерии, суши-бары, фаст-фуд и т.д.);
  • продают продовольственные товары;
  • обеспечивают хранение и транспортировку продуктов питания.

На практике разработка системы ХАССП – это многоэтапная процедура, которая длится от нескольких недель до нескольких месяцев по причине необходимости разработки комплекта документов на каждый этап производственного цикла, а также проведения таких процедур, как определение ККТ, корректировка ККТ, обучение сотрудников и т.д.

На основании чего внедряется система ХАССП?

В Европе система HACCP внедряется согласно международным нормам ISO 22000.

В России процедура проводится согласно положениям следующих стандартов:

  • ГОСТ Р ИСО 22000-2019 (нац. аналог международного стандарта);
  • ГОСТ Р 51705.1-2001 (содержит требования, принципы и порядок внедрения СМК на предприятиях пищевой промышленности и общественного питания);
  • ГОСТ Р 56671-2015 (применяется в части разработки документация по внедрению СМК).

Требования о необходимости внедрения ХАССП указаны в основном «пищевом» тех. регламенте – ТР ТС 021/2011 (глава 3 тех. регламента).

Контроль за применением принципов ХАСПП на объектах пищепрома и общепита осуществляет Роспотребнадзор.

Что входит в документацию ХАССП?

Как правило, разработка документации ХАССП предполагает разработку и утверждение:

  • приказа о внедрении системы и работе назначенной группы;
  • политики компании по обеспечению безопасности и качества продукции пищепрома:
  • описания продовольственных изделий;
  • документов анализа негативных факторов в процессах производства;
  • блок-схемы процессов производства;
  • плана ХАССП (в нем указываются опасные факторы, ККТ для каждого из процессов, предельные точки для ККТ, порядок проведения мониторинга и корректировочных действий, а также прилагаются рабочие листы);
  • инструкций по входному контролю и приемке сырья, сан. обработке помещений/оборудования/инвентаря, правил поседения цехов посторонними лицами и т.д.;
  • схем расположения цехов и производственных помещений, схем маршрутов по движению потоков и т.д.;
  • приказа о назначении ответственных лиц для проведения периодического аудита;
  • акта о проведении итогового аудита;
  • приказа руководителя о внедрении системы;
  • и иной документации.

Также в комплект документов ХАССП входит сертификат, который можно получить при содействии специалистов по результатам итогового аудита.

Наличие сертификата дает компании преимущества при:

  • заключении контрактов с новыми деловыми партнерами;
  • привлечении инвестиций;
  • участии в гос. закупках и коммерческих тендерах;
  • выходе на новые сбытовые рынки.

Как получить сертификат ХАССП?

Оформление сертификата происходит при содействии специалистов. Процедура оценки является добровольной.

Для проведения сертификации от заявителя потребуется заявка и документы о компании (реквизиты, скан-копии ОГРН/ИНН), документация ХАССП. После проверки предоставленных сведений проводится экспертный анализ функционирования СМК (на основании данных итогового аудита). Сертификат регистрируется во внутреннем реестре СДС на срок не более 3 лет.

В сертификате указываются сведения о:

  • заявителе (название фирмы, юр. адрес, реквизиты и т.д.);
  • СДС (системе добровольной сертификации);
  • нормативно-правовой базе (список ГОСТов, применяемых для оценки);
  • сроках действия;
  • и иные.

Обратитесь к экспертам центра «БизнесСертификат» для получения бесплатной консультации по вопросам проведения процедуры оценки в части стоимости, комплекта документации, сроков и т.д. Позвоните по указанному телефону или напишите нам онлайн на сайте – всегда рады помочь! Консультации бесплатны.

Да. Порядок разработки документов для внедрения ХАСПП указан в ГОСТ Р 56671-2015. Компания вправе делегировать выполнение данной задачи специалистам, так как это сложная и трудоемкая процедура, в процессе проведения которой можно совершить множество ошибок. Комплект документов состоит из плана ХАССП, программы по проведению обязательных предварительных мероприятий, перечня рисков и т.д. 
Разработать необходимые документы с соблюдением установленных требований и с экономией вашего времени помогут квалифицированные специалисты нашего Центра. 
Перед разработкой документов ХАССП компании, ведущие деятельность в сфере пищепрома и общепита, должны зарегистрировать разрешительные документы по ТР ТС, свидетельствующие о проведении обязательной оценки соответствия. Для продуктов питания такими документами являются: 
•    декларация о соответствии (регистрируется на большинство видов продуктов питания); 
•    СГР (оформляется на детское питание, БАДы); 
•    вет. заключение (необходимо оформить на продукты животного происхождения, не прошедшие обработку). 
Обязательная оценка соответствия продукции пищевого назначения проводится согласно положениям ТР ТС 021/2011, 029/2011, 033/2013, 034/2013 и иных «пищевых» тех.регламентов. Процедура проводится только после лабораторных испытаний образцов продукции – на основании протокола испытаний (ПИ).