Содержание статьи
Для компаний, деятельность которых связана с продуктами питания, обязательным является разработка ХАССП и внедрение принципов системы менеджмент качества и безопасности в процессы производства, хранения, транспортировки товаров пищевого назначения. Это требование применимо к юр.лицам, которые:
- изготавливают продукты питания;
- выращивают и перерабатывают с/х продукцию;
- производят биологически-активные добавки, а также корма для животных;
- осуществляют деятельность в сфере общественного питания (кафе, рестораны, пиццерии, суши-бары, фаст-фуд и т.д.);
- продают продовольственные товары;
- обеспечивают хранение и транспортировку продуктов питания.
На практике разработка системы ХАССП – это многоэтапная процедура, которая длится от нескольких недель до нескольких месяцев по причине необходимости разработки комплекта документов на каждый этап производственного цикла, а также проведения таких процедур, как определение ККТ, корректировка ККТ, обучение сотрудников и т.д.
На основании чего внедряется система ХАССП?
В Европе система HACCP внедряется согласно международным нормам ISO 22000.
В России процедура проводится согласно положениям следующих стандартов:
- ГОСТ Р ИСО 22000-2019 (нац. аналог международного стандарта);
- ГОСТ Р 51705.1-2001 (содержит требования, принципы и порядок внедрения СМК на предприятиях пищевой промышленности и общественного питания);
- ГОСТ Р 56671-2015 (применяется в части разработки документация по внедрению СМК).
Требования о необходимости внедрения ХАССП указаны в основном «пищевом» тех. регламенте – ТР ТС 021/2011 (глава 3 тех. регламента).
Контроль за применением принципов ХАСПП на объектах пищепрома и общепита осуществляет Роспотребнадзор.
Что входит в документацию ХАССП?
Как правило, разработка документации ХАССП предполагает разработку и утверждение:
- приказа о внедрении системы и работе назначенной группы;
- политики компании по обеспечению безопасности и качества продукции пищепрома:
- описания продовольственных изделий;
- документов анализа негативных факторов в процессах производства;
- блок-схемы процессов производства;
- плана ХАССП (в нем указываются опасные факторы, ККТ для каждого из процессов, предельные точки для ККТ, порядок проведения мониторинга и корректировочных действий, а также прилагаются рабочие листы);
- инструкций по входному контролю и приемке сырья, сан. обработке помещений/оборудования/инвентаря, правил поседения цехов посторонними лицами и т.д.;
- схем расположения цехов и производственных помещений, схем маршрутов по движению потоков и т.д.;
- приказа о назначении ответственных лиц для проведения периодического аудита;
- акта о проведении итогового аудита;
- приказа руководителя о внедрении системы;
- и иной документации.
Также в комплект документов ХАССП входит сертификат, который можно получить при содействии специалистов по результатам итогового аудита.
Наличие сертификата дает компании преимущества при:
- заключении контрактов с новыми деловыми партнерами;
- привлечении инвестиций;
- участии в гос. закупках и коммерческих тендерах;
- выходе на новые сбытовые рынки.
Как получить сертификат ХАССП?
Оформление сертификата происходит при содействии специалистов. Процедура оценки является добровольной.
Для проведения сертификации от заявителя потребуется заявка и документы о компании (реквизиты, скан-копии ОГРН/ИНН), документация ХАССП. После проверки предоставленных сведений проводится экспертный анализ функционирования СМК (на основании данных итогового аудита). Сертификат регистрируется во внутреннем реестре СДС на срок не более 3 лет.
В сертификате указываются сведения о:
- заявителе (название фирмы, юр. адрес, реквизиты и т.д.);
- СДС (системе добровольной сертификации);
- нормативно-правовой базе (список ГОСТов, применяемых для оценки);
- сроках действия;
- и иные.
Обратитесь к экспертам центра «БизнесСертификат» для получения бесплатной консультации по вопросам проведения процедуры оценки в части стоимости, комплекта документации, сроков и т.д. Позвоните по указанному телефону или напишите нам онлайн на сайте – всегда рады помочь! Консультации бесплатны.
Разработать необходимые документы с соблюдением установленных требований и с экономией вашего времени помогут квалифицированные специалисты нашего Центра.
• декларация о соответствии (регистрируется на большинство видов продуктов питания);
• СГР (оформляется на детское питание, БАДы);
• вет. заключение (необходимо оформить на продукты животного происхождения, не прошедшие обработку).
Обязательная оценка соответствия продукции пищевого назначения проводится согласно положениям ТР ТС 021/2011, 029/2011, 033/2013, 034/2013 и иных «пищевых» тех.регламентов. Процедура проводится только после лабораторных испытаний образцов продукции – на основании протокола испытаний (ПИ).